Лекция о Каноническом Праве Православной Церкви о браке

В мае 2015, приход Кафедрального Собора вновь был рад принимать у себя в гостях отца дьякона Андрея Писарева, который является Инструктором по Русской Истории, Русской Церковной истории, Византийской Истории и Канонического права в Свято-Троицкой Православной семинарии, в Джорданвилле, штат Нью Йорк, США.

В Воскресенье Отцев I Вселенского Собора, 11/24 Мая, 2015, заместитель настоятеля Собора, протоирей Владимир Вильгерт, пригласил о. дьякона Андрея прочитать лекцию прихожанам собора в помещении трапезной храма на тему Каноническое право Православной церкви о брачо-семейных отношениях.
Лекция состоялось в присутствии большого числа прихожан, после трапезы, приготовленной сестричеством преподобной Ксении.

О. дьакон начал лекцию с рассказа о понимании брака во времена Старого Завета, как о союзе между мужчиной и женщиной, где главной целью является продолжения рода. Это основывалось на заповеди (Бытие, 1:22) «и благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь». В результате браки могли быть расторгнуты по причине бесплодия женщины, или отсутствия возможности иметь детей из-за возраста.

Со времен Христа, брак стал пониматься в контексте его учений, как повествуется в Евангелии или в Апостольских Правилах. На этом основана жизнь Церкви по сей день. Новый завет рассматривает брак как таинство совершающееся «на небесах», продолжающееся в течении всей жизни брачующихся. О. дьякон Андрей разъяснил богословский аспект брачного соединения мужчины и женщины, в результате которого они Соединяются во Плоти, что можно представить как некий единый круг, одно тело, разные части которого имеют разные функции.

Понимание Церковного Брака в соотвествии с Новым заветом имеет колоссальное влияние на повседневную жизнь Православного христианина. Православный Брак продолжается всю жизнь. Как бы не сложилась жизнь, не существует церковной процедуры развода, нет обряда «развенчания» обратной венчанию. Брак понимается как необходимость совместного участия в тяготах и радостях жизни, совместное «несения Креста» послушания Богу. Измена понимается как смертный грех, а совокупление во плоти между мужчиной и женщиной вне брака не может быть «обратимо» никакими последующими действиями.

Канониченские правила Нового Завета и Апостольские Правила действительны и по сей день. Что касается конкретной практики приминения правил всё время развивается. Например, если гражданский брак был расторгнут в результате измены супруга, то для пострадавшего супруга дальнейшее венчание в церкви теоретически возможно, однако в каждом отдекльном случае это рассматривается независимо и с большой осторожностью.

Воцерковленые Православные Христиане, жившие в гражданском браке в течении многих лет, имеющие детей и сохранившие верность друг другу на протяжении многох лет, однако не имеющие в прошлом физической возможности венчаця в церкви, в прошлом, могут быть повенчены, даже спустя много лет после проживания вместе. Для таких браков, обряд венчания может быть упрощен, без слов напутствия к предстоящей совместной жизни или деторождению, что более подходит молодым парам вступаюшьим в совместную жизнь.

Несмотря на развитие некоторых практических вопросов бракосочетания, Апостольские Правила остались неизменны, как например невозможность рукоположеня разведенного мужчины в церковный сан.

О. Дьякон Андрей ответил на множество вопросов прихожан. Многие из этих вопросов касались проживания в окружении современного, неправославного мира, трудностях отыскания парвославного спутника жизни.

О. Владимир сделал несколько очень важных замечаний исходя из своего богатого пастырского опыта. Он указал на необходимость обсуждать любые вопросы Православной семейной жизни, а так же проблемы волнующие телесно и духовно формирующихся молодых людей.

Рассмотрение этих проблем со священником, с Позиций Православия во многом позволяет избежать серьезных проблем, которы могут открыться во взрослой жизни. О. Владимир подчеркнул, что многое из обсужденного на лекции затрагивает жизнь множества наших прихожан и поэтому обсуждение этих вопросов имеет большое значение для Церковной жизни Прихода.